Новости
11 апреля 2018, 20:33

Антон Шкаплеров: «Иногда так скучаешь по Земле…»

Более полувека назад, в 1961 году, советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса и навсегда вошёл в мировую историю. Для нашей страны День космонавтики стал днём национальной гордости за нашего первого героя-космонавта. Из первого отряда космонавтов вслед за Ю. Гагариным, с 1961 по 1965 годы, в космосе побывали Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов. В большой семье российских космонавтов числятся и наши земляки-крымчане — генерал-лейтенант Василий Циблиев (уроженец Феодосии), лётчик, врач, изобретатель Олег Котов (симферополец) и полковник Антон Шкаплеров (представитель Севастополя). Все трое — Герои России. Будущий космонавт Антон Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в Балаклаве и всё своё детство провёл на берегу Чёрного моря, в окружении военных кораблей и подлодок. Но, в отличие от своих сверстников, крымский парнишка мечтал связать свою жизнь не с морем, а с небом. После школы Антон успешно окончил два высших военно-авиационных училища лётчиков — Черниговское и Качинское, а в 1997 году — Военно­-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Службу в военно-воздушных силах Антон Шкаплеров начинал в строевой части в Калужской области, а через год он — уже старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС; вскоре стал командиром эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. В 2010 году лётчик был аттестован в качестве космонавта отряда Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В свой первый космический полёт крымчанин Антон Шкаплеров отправился 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-­22» и бортинженера экипажа МКС (международная космическая станция). Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуту. В этом полёте он совершил один выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 15 минут. После возвращения на землю лётчику-космонавту Антону Николаевичу Шкаплерову было присвоено звание Героя Российской Федерации. Спустя три года Антон Шкаплеров снова стал участником длительной экспедиции к Международной космической станции, на этот раз — в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-15М». На Землю он вернулся 11 июня 2015 года, проведя в космосе 199 суток 16 часов 43 минуты. Накануне Нового 2018 года российский транспортный пилотируемый космический корабль «Союз МС-07» стартовал с космодрома Байконур. После двухсуточной схемы сближения корабль пристыковался к Международной космической станции. В составе экипажа 55-й экспедиции: командир космического корабля космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров, астронавт НАСА Скотт Тингл и астронавт JAXA Норишиге Канаи. В своей третьей экспедиции российский космонавт находится уже четвёртый месяц и успешно справляется с поставленными задачами. Одна из них — выход 2 февраля в открытый космос вместе с Александром Мисуркиным. Космонавты установили новый модуль связи для обеспечения российского сегмента МКС полноценным спутниковым интернет-каналом связи. Работа продолжалась 8 часов 12 минут. Для всех, кто следит за космическими новостями, Антон Шкаплеров открыл свою публичную страничку в социальных сетях, на которой почти ежедневно рассказывает о космических буднях на борту МКС. Например, о том, как встречал Рождество, готовил салат оливье и отмечал свой день рождения. После выхода в открытый космос космонавт получил очень много вопросов от своих подписчиков, а через несколько дней на его страничке появилось видео с ответами. 27 февраля Антон Шкаплеров принимал от Александра Мисуркина командование с торжественной передачей символического ключа от МКС. А 18 марта, находясь далеко от Земли, он воспользовался своим избирательным правом и отдал голос за будущего президента России. «Вы знали, что у нас на станции есть своя библиотека? — пишет на своей страничке Антон Шкаплеров. — Правда, она уже давно не пополнялась вот такими «живыми» книгами с красивыми переплетами и шуршащими листами. Сейчас мы читаем книги, в основном в электронном виде. Мои любимые жанры — фантастика, детективы и исторические. А ещё мы занимаемся спортом каждый день по два часа, и скидок по праздникам и выходным нам никто не делает: регулярные физические нагрузки во время полета реально помогают адаптироваться к земному притяжению». Когда погода и траектория полета МКС позволяют делать снимки, Антон Шкаплеров занимается космической фотоохотой: на его страничке уже появились завораживающие снимки ночных городов, озёр, рек, горных хребтов и островов. Совсем недавно он передал космический привет жителям Крыма — ему удалось сделать снимки городов Симферополя и Сак. - Иногда так скучаешь по Земле, и особенно по своей стране, когда смотришь на такую красоту с борта Международной космической станции, — признаётся наш земляк Антон Шкаплеров. — Спасибо всем моим подписчикам за многочисленные комментарии к моим фотоснимкам! Подготовила Лариса ЛАРИНА