Новости
10 апреля 2018, 21:03

Как водители крымских троллейбусах дружат с маршруточниками и определяют «зайцев» по взгляду

В ГУП РК «Крымтроллейбус», которое ещё совсем недавно страдало от регулярной смены руководства и безразличного менеджмента, наметились положительные тенденции. Практически полностью обновлён подвижной состав. Правда, водить рогатый транспорт зачастую некому. Средняя зарплата водителей сегодня (в зависимости от стажа и классности) – около 40 тысяч рублей. Минимальные оклады – от 30.Шесть месяцев – и за руль

Впервые за три года на предприятии решились открыть учебный комбинат. Продиктовано это всё тем же дефицитом водителей. Сегодня, например, в крымской столице троллейбусами управляют 269 человек, не хватает ещё около 59.

Требования к соискателям простые. В этой профессии могут попробовать себя мужчины и женщины в возрасте от 21 до 50 лет, но бывают и исключения. Главное требование – наличие полного среднего образования.

По словам директора учебно-курсового комбината ГУП РК «Крымтроллейбус» Анатолия Ряполова, в последней набранной группе из тридцати человек почти все сделали выбор в пользу профессии.

– С желающими заключается договор. В течении 6 месяцев они получают не только знания, но и стипендию в виде минимального трудового оклада. После того как человек пройдёт обучение, три года он должен отработать на предприятии. В противном случае затраты придётся компенсировать из своего кармана, – объясняет Анатолий Ряполов.

К слову, некоторые новички настолько полны энтузиазма, что ещё на этапе подачи анкеты указывают, что «водить троллейбус мечтали с самого детства». Как это сделала, например, Светлана Желиховская:

– Я созрела для этого. И очень сильно хочу. Работа непростая, да и контракт ответственный. Мне 53 года. Я всю жизнь растила детей. Сейчас младшему сыну 18 лет. Теперь я решила потратить время на себя.

И новый алкотестер

– Многим профессия водителя троллейбуса при поступлении на обучение кажется беззаботной. Поэтому отбор происходит суровый, – продолжает Ряполов.

Однако готовы ли на самом деле соискатели к тому, что их ждёт?

Всякий раз дважды в день, по выходе на маршрут и по прибытии, водитель проходит медицинский осмотр. Правда, теперь с использованием более продвинутой техники, нежели раньше. Потратились на новый, более современный алкотестер. В среднем на человека уходит до пяти минут.

– Наши тесты вполне стандартные. Для начала элементарный опрос. Затем проводим визуальный осмотр, измеряем температуру, давление, проверяем на содержание паров алкоголя. И в случае если мы подозреваем алкоголь или состояние наркотического опьянения, отправляем такого водителя в наркологию. Только там могут подтвердить его способность сесть за руль, – рассказала главный фельдшер ГУП РК «Крымтроллейбус» Ирина Ваулина.

К слову, с нарушителями режима трезвости разговор короткий – их просто увольняют.

А затем начинаются настоящие водительские будни. С конфликтными ситуациями на дорогах, серьёзным стрессом, усталостью, которая неизбежно приходит при выполнении заданного плана.

– Наша зарплата начисляется в основном за выполнение плана. Всё остальное – это премия. Плюс пока не усовершенствуют систему электронной оплаты проезда, работать очень тяжело. Это сильно задерживает при большом пассажиропотоке. В конечном итоге страдают люди, которые вынуждены дольше простаивать на остановках, – говорит водитель пассажирского троллейбуса 3-й категории Сергей Абрамчук.

Конечно, проблем в ГУП РК «Крымтроллейбус» хватает. Это и ужасное состояние технических помещений, особенно мойки, установленной здесь ещё в 1960-х. И изношенная контактная сеть, которую всё время приходится латать. А капитальный ремонт стоит около 4,5 миллиарда рублей, так что уповать остаётся только на ФЦП.

Радует то, что в отчёте Главы РК за 2017 год отдельной строкой прописано: «Ликвидация предприятия ГУП РК «Крымтроллейбус» не планируется. Оно будет работать и развиваться».

В апреле прибавка к зарплате всего персонала, как обещает руководство, составит 8,6%. Но в ряду первоочередных, требующих решения останется кадровая проблема. Техники, уборщики, кондукторы, слесари и механики, но самое главное – водители.

Жизнь налаживается

Сегодня «Крымтроллейбус» работает в плюс. Немалую роль в этом, по мнению гендиректора Ильи Прокопьева, сыграло оборудование троллейбусов городского сообщения системой электронной оплаты проезда (СЭОП).

– Сегодня контролировать оплату значительно проще. Билет разовый, на нём сразу указана дата и время покупки, и никакие манипуляции с ним невозможны. Следующим шагом будет переход на бесконтактный продукт. Водитель в процессе обилечивания участвовать не будет. Эту практику заменит выпуск проездных карт, обслуживание банками и так далее, – объясняет Илья Прокопьев.

В тоже время работа для кондукторов найдётся в транспорте междугороднего сообщения, поскольку на маршрутах пригорода тарифных остановок намного больше. То есть какую-то часть работы всё-равно придётся выполнять вручную, вводя нужные цифры. Наличие кондуктора в троллейбусе, безусловно, увеличивает выручку, однако сегодня их на предприятии всего 20 вместо положенных 160.

За процессом получения прибыли на предприятии следит отдельная контрольная группа, которая в случае мелкой недостачи может просто сделать выговор, а может и к дисциплинарной ответственности привлечь. Но чаще всего предприятие старается сохранить водителей. Из-за острой нехватки специалистов увольнений мало.

12 вопросов водителю троллейбуса

- Могут ли троллейбусы сдавать назад?

- Могут, но это проблематично. Длина троллейбуса составляет 12 метров – сложно сдавать назад при таких габаритах.

- Можно ли водителю украшать троллейбус на своё усмотрение?

- Нет, и это прописано в правилах дорожного движения.

- Какую музыку разрешено слушать водителю троллейбуса и разрешено ли вообще?

- Вообще не разрешено, но можно очень-очень тихо, чтобы не мешать пассажирам.

- Сколько километров проезжает водитель троллейбуса за смену?

- По-разному, где-то от 90 до 100 по городу.

- Кто несёт ответственность за ДТП, в которые попадает водитель троллейбуса?

- Тот, кто виноват – водитель троллейбуса или, например, машина. У нас есть служба Ревизоры безопасности движения, которые приезжают на место ДТП и помогают водителю.

- Можете ли определить «зайца» по взгляду?

- Могу. Когда люди заходят, надо контролировать салон: смотреть, куда именно заходят. «Зайцы» чаще всего заходят в салон троллейбуса через среднюю и заднюю двери и прячутся там.

- Хотели бы вы водить троллейбус в Москве?

- Меня вполне устраивает родной Симферополь, и наших пробок хватает.

- Троллейбус маршруточнику товарищ или нет?

- Пятьдесят на пятьдесят. Есть нормальные адекватные маршрутчики и у нас есть адекватные водители, а есть неадекватные и у них и у нас.

- Есть ли у троллейбуса свой характер? Отличаются ли характеры троллейбусов Шкода, Богдан и Тролза?

– Очень отличаются. Тролза, например, очень тяжёлый и массивный, он «дубовый», скажем так. По подвеске он очень сильно отличается – если в яму попадаешь, то сразу чувствуется. В Богданах и Тролзах – там всего по две педали, там электротормоз с пневмотормозом совмещён, а на Шкодах 9ТР и 14ТР три педали.

- Самые необычные вещи, оставленные в троллейбусах пассажирами. И самые необычные пассажиры.

- У нас все пассажиры обычно-необычные, у каждого человека есть странности. У меня один раз оставили ведро с вещами, пришлось вызывать сотрудников правоохранительных органов. Сотрудники приехали, составили протокол и затем я передал находку в диспетчерскую, чтобы люди могли там забрать.

- Как часто в общественном транспорте ездят депутаты и вип-персоны?

- Ни разу их не видел. Один раз по телевизору показывали, как глава республики ехал в троллейбусе.

- Женское ли это дело – водить троллейбус?

- У нас некоторые женщины могут «дать прикурить» парням. Они более аккуратно ездят, чем парни.

На вопросы отвечал водитель троллейбуса Александр Тимченко.

Егор Петрунин









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg