Новости
13 марта 2018, 21:33

Пять первых русских авиатрисс

108 лет назад, 8 марта 1910 года, французская баронесса Элиз де Ларош совершила экзаменационный полёт на самолёте и стала первой в мире женщиной-пилотом. В России первая пятёрка женщин-авиаторов появилась всего год спустя, в 1911-м. Тогда их принято было называть авиатриссами.Авиатрисса Любовь Голанчикова На одной теории

5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе. В мае 1911 года в Санкт-Петербурге во время II Международной недели воздухоплавания Домникия Кузнецова-Новолейник поднялась в воздух на самолёте своего мужа. И хотя женщина не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю (при этом, к счастью, не пострадав), этот полёт всё равно примечателен: 25-летняя авиатрисса обладала лишь теоретическими знаниями об управлении самолётом! Продолжать свои эксперименты она не стала, посвятила себя театру – сначала как актриса, а потом как режиссёр. Но в историю российского воздухоплавания Домникия всё равно навсегда вошла как первая женщина, поднявшаяся на самолёте в воздух – пусть и не официально.

Лидия Зверева - первая дипломировананя русская авиатрисса Не для рекламы и шума

В июне 1911 года в газете «Руль» сообщалось: «В авиационной школе первого российского товарищества воздухоплавания для обучения «летательным» способностям находятся три молодые женщины: г-жа Зверева, г-жа Анатра и Лили Морей. Говорят, что женщины, будущие авиаторши, оказываются многим способнее смелых мужчин». Что ж, автор заметки не ошибся – в августе 1911 года Лидия Зверева получила диплом авиатора № 31 и стала первой официально признанной русской женщиной-авиатором. Вместе с мужем, пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко, Зверева в 1912 году переехала в Ригу – тогдашний центр российской авиации. Здесь супруги открыли первую в Прибалтике лётную школу и авиационную мастерскую, причём школу возглавила Зверева. Учиться к себе она приглашала «главным образом женщин, желающих посвятить себя авиации, а не заниматься ею временно лишь для рекламы и шума». В мае 1916-го 25-летняя Лидия умерла от тифа. После смерти в её шкатулке нашли письмо автора «мёртвой петли» Петра Нестерова, в котором он восхищался смелостью Зверевой: в 1914-м она выполнила «мёртвую петлю».

Княгиня Евгения Шаховская за штурвалом самолета Княгиня на войне

В августе 1911 года в Германии диплом авиатора получила княгиня Евгения Шаховская. В 1913-м в авиакатастрофе по её вине погиб известный лётчик Всеволод Абрамович. Как писали газеты, «сидевшая на руле г-жа Шаховская хотела рулём высоты выровнять свой аппарат, который начало качать, но сделала это слишком круто. Так как на биплане был только один руль, Абрамович не мог исправить ошибки своей ученицы. Аппарат, перевернувшись, упал стремглав на землю. Под обломками биплана лежал весь в крови и без признаков сознания Абрамович. Г-жа Шаховская, на которой был надет предохранительный шлем, отделалась лёгкими поранениями». После этого Шаховская решила больше никогда не садиться за штурвал самолёта. Но в начале Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы – она была первой в мире женщиной – военным лётчиком. Царь удовлетворил её просьбу, и Шаховская некоторое время в чине прапорщика сражалась в 1-м армейском авиаотряде.

Рекорд высоты

В октябре 1911 года школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» успешно закончила одесситка Евдокия Анатра. Ей был вручен диплом авиатора № 54. Евдокия была женой младшего брата Артура Анатры – одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в Одессе и аэропланосборочного завода в Симферополе. Она стала третьей дипломированной авиатриссой в царской России.

В 1913 году Евдокией Анатрой был установлен рекорд высоты (для женщин) – три километра. Правда, после установления рекорда она почти вовсе перестала летать, но это ни в коей мере не умаляет её заслуг.

Авиация вместо сцены

В октябре 1911-го диплом авиатора № 56 получила певица Любовь Голанчикова. «Артистка Любовь Голанчикова (по сцене Мили Море), сдавшая пилотский экзамен на Гатчинском аэродроме, окончательно бросает сцену, решившись заняться исключительно авиацией», – сообщали газеты. Но Голанчикова осталась артисткой в душе – она отправилась в турне по российским городам с показательными выступлениями на аэроплане. Турне закончилось катастрофой в Риге: «Авиаторша Голанчикова, совершая полёт, упала с аппаратом, причём получила общее сотрясение, неопасное для жизни. Аппарат разбит вдребезги. Несчастие произошло вследствие брошенной одним из даровых зрителей из озорства палки, попавшей в пропеллер».

Выйдя замуж (её муж был богатым купцом), Голанчикова постепенно отошла от лётного дела. Находясь ещё в зените славы, в одном из интервью она сказала: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» – аэроплан – поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».

Татьяна Шевченко









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg